Прекрасное в кадре

Отчего одни фотографии нам приходятся по душе, а другие мы отбрасываем как непригодные, хотя технически - по цвету, плотности, резкости - они не являются браком? Но есть и такие, которые вызывают восторг, перед которыми, если оформить их в виде фотокартины, можно стоять долго, к которым хочется возвращаться неоднократно и, созерцая которые открываешь в себе и в них, что-то новое, необыкновенное, вечно волнующее... Собственно такие фотографии хочется видеть в альбомах, на стенах своей квартиры, дома или офиса. Каждый, кто часто рассматривал фотоснимки, обязательно помнит эти чудесные картины, от которых не хочется отрывать взгляд, с которыми не хочется расставаться. В чем тут дело? Почему когда мы снимаем так понравившийся нам пейзаж, портрет, или яркое событие, на наших фотографиях все смотрится совсем иначе? Подчас плоско, однообразно, невыразительно?

Что такое фотоснимок? По существу плоский кусок бумаги, на котором с помощью химических красителей отражены тысячи цветных точек разной окраски, яркости, насыщенности, из которых формируется некое зафиксированное нами с помощью фотоаппарата изображение. Анализируя это изображение, мы испытываем эмоции, или к нам приходят какие-то мысли. Интересные мысли и красочные эмоции мы запоминаем, прочее пролетает мимо сознания, не притягивая внимания.

Оказывается, есть законы восприятия, а, таким образом, и законы построения картин, которыми сознательно или подсознательно пользуются и художники, и фотографы, и зрители. Как я уже заметил, перед нами на картинной плоскости (так принято называть лист фотобумаги с изображением) запечатлены изображения различных предметов - облаков в небе, деревьев и построек на земле, людей в различных позах и много других важных (линии, световые и цветовые пятна, ритмические повторы и др.) и второстепенных деталей. Взаимное, гармоничное, не случайное (организованное), расположение всех этих изобразительных элементов, с учетом направления запечатленного в кадре движения, принято называть композицией.

Прежде чем анализировать разнообразные типы композиций, то есть закономерностей, на которых "держится" кадр, разберем то общее, что в принципе делает фотоснимок приобретающим внимание.

1. Картинная плоскость - это действительно плоскость! И первая задача фотохудожника - это попробовать на плоскости с двумя измерениями сотворить третье измерение. Плоскость должна передать объем! Для этого есть целый арсенал приемов, которые мы рассмотрим ниже.

2. Но наш мир четырехмерен! И четвертая координата - это время. Таким образом, второй задачей фотографа будет являться передача динамики, развития, движения, изменения. Надо "оживить" статический в принципе кадр. Здесь тоже свои приемы: съемка с проводкой, использование сверхкоротких выдержек, выбор точки съемки и съемка динамичной сцены в кульминационный момент.

3. Но есть еще одна координата, можно назвать ее пятой. Ведь фотографирует человек, и показывать фотографию он будет людям, а люди - существа не только рациональные, но и эмоциональные тоже, так что очень важно, чтобы на картинной плоскости было зафиксировано не просто пространство, не просто процесс, а нечто характерное - отношение автора к происходящему, через авторскую эмоцию возникает и зрительская. Это может быть удивление, пойманное в чистых глазах ребенка, впервые увидевшего небесную радугу; это может быть восхищение перед совершенством бесхитростного дикого цветка, растущего среди холодных камней в горах, у самой границы вечных снегов; это может быть испуг или страх перед разбушевавшейся стихией; а может быть и глубинное спокойствие уединения, перед божественной красотой вечного... В любом случае надо передать настроение, впечатление, состояние, а иногда и создать его! А впечатление - это не только портретная съемка, но и переломное состояние атмосферы, экстремальный пейзаж...

4. Изобразить "шестую" координату еще сложнее, чем простую эмоцию, настроение или мысль. Здесь речь идет уже о некой глобальной философской идее. Это не просто кадр из бесконечной череды жизни, насыщенной разнообразными событиями. Это должен быть некий ключевой момент, конкретный яркий символ, знаковое явление. Передать одухотворенность через плоское, двумерное изображение, это значит, создать настоящее высокохудожественное произведение.

Безусловно, что все эти уровни уживаются в каждом произведении фотохудожника, и то насколько они стройно и глубоко взаимно дополняют друг друга, указывает на уровень их художественности, степень доставляемого эстетического удовлетворения. Это сочетание всех элементов сюжета, рисунка и понимается как композиция, в самом широком смысле.

Существуют определенные приемы, методы, с помощью которых можно добиться выразительности, подчеркнуть, проявить, ту или иную "координату", расставить акценты. Все они, так или иначе, объединены с функциями света, с бесконечно разнообразными эффектами освещения - естественного, искусственного и смешанного. Прямой солнечный свет, рассеянный свет облачного дня, сумеречное и лунное освещение, свет костра, ламп уличных фонарей, свет различных типов фотовспышек, все это помогает вдумчивому фотографу в создании увлекательных фотокартин.

В каждом жанре портрет, пейзаж, натюрморт, мода, репортаж, архитектура, реклама есть свои особенности, свои технические и изобразительные приемы, с помощью которых наиболее выразительно решаются поставленные задачи. Но в какой бы области не работал фотограф, а тематика фотографических снимков весьма разнообразна, у всех создаваемых фотоизображений есть нечто общее - световой или тональный рисунок, монохромное или колористическое решение снимка, четкий ритмичный рисунок, изящные изогнутые и прямые линии. Для большинства непрофессионалов интерес представляют не постановочная съемка с управляемым светом в павильоне или студии, а натурная съемка в путешествии, летней поездке или на даче; по сути, наиболее часто, это индивидуальные или групповые портреты и сцены, классический лирический пейзаж, съемка архитектурных достопримечательностей. При этом наиболее подходящими являются компактные фотоаппараты и зеркальные 35 мм аппараты.

Объемность и глубину пространства можно передать различными техническими и изобразительными средствами.

На миг выглянуло солнце, и угрюмый пейзаж воскреснул. Пространство высветилось и углубилось. Сразу отметим, что глубина - иллюзия, основанная на восприятии, и задача фотографа - добиться этой иллюзии трехмерности с помощью определенных изобразительных средств:

1. Линейная перспектива. Наверное, многие помнят картинку из школьного курса физики, где изображены сходящиеся у горизонта линии железнодорожного полотна и объясняется понятие перспективы. На этом принципе строятся многие фотоснимки, и в этом случае говорят о линейной композиции. И не важно, что это за линии. Ряды фруктовых деревьев, телеграфные столбы, борозды свежевспаханного поля, пушистые комочки кучевых облаков в небе, деревенские заборы или высотные здания на Новом Арбате. Сфотографированные с удачной точки съемки (не слишком прямолинейно) они не только вызовут ощущение глубины пространства, но и доставят удовольствие. В зависимости от направления этих основных линий, говорят о фронтальной или диагональной композиции.

2. Тональная перспектива. Оценивая расстояние, жители равнин ориентируются на атмосферную дымку. Это может быть мелкая пыль, пар, или туман. Чем дальше предмет, тем больший слой атмосферы проходит свет, тем мягче становятся его очертания и границы, тем сильнее приглушаются цвета. Света и тени превращаются в тона и оттенки. Падают цветовые контрасты, а иногда цвет сменяется монохромностью (голубые дали, сиреневые сумерки, розовые утренние туманы). Ассоциативное восприятие связывает размытость с удаленностью, так возникает воздушная, тональная перспектива, которая широко используется в фототворчестве. Преобразование четких и резких светотеневых контрастных решений в мягкие, тональные, дало целое направление в портретном жанре. От портрета, решенного в светлой тональности (белые одежды, светлый фон, мягкое рассеянное освещение), веет утренней свежестью и романтизмом. Портрет, решенный с преобладанием в кадре теневых участков (слабо освещенный фон, приглушенные тона одежды), сродни сумеркам с их загадочностью и фантазией. Тонального решения снимка можно добиться и с помощью различных смягчающих фильтров и диффузных насадок. Желательно, чтобы такой фильтр (с центральной чистой зоной) размывал изображение тем сильнее, чем более вы будете открывать диафрагму.

Свойство восприятия тональной перспективы используется и при пейзажной съемке. Особенно наглядно с утренними и вечерними туманами, где четко прорисованные объекты переднего плана сменяются все более размытыми силуэтами удаленных деревьев. К тому же, как на приводимом снимке, подсвеченных золотистым светом восходящего солнца.

3. Кадрирование. Определение границ кадра одно из важных условий грамотной композиции. Прежде чем нажать на спусковую кнопку, решите, что необходимо включить в кадр, какое место в нем занимает главный объект, просмотрите, не попадает ли что-либо лишнее на передний план, каков фон (задний план), помогает ли он в раскрытии темы или сюжета. Как соотносятся в кадре световые и цветовые пятна, правильно ли расставлены акценты. Изменения границ можно достигнуть разными путями. Перемещаясь ближе или дальше относительно объекта, используя различные сменные объективы, или используя трансфокацию объективов с переменным фокусным расстоянием. В любом случае старайтесь исключить из кадрового пространства все лишнее, несущественное, создайте световой или цветовой акцент на главном. Кадрирование одинаково важно и в пейзаже, и в портрете.

4. Обрамление. Создать ощущение объема помогает и прием съемки основного объекта через различные "окна". Элементом обрамления может стать и ствол дерева с массивной отходящей горизонтально веткой, и дверной проем и арка в доме, и лапы елей - если забраться поближе к стволу и снимать через ветви, пролом в стене, сугробе или леднике.

5. Использование глубины резкости (многоплановость). Неким аналогом атмосферной дымке и соответствующей воздушной перспективы может служить размытый, нерезкий задний план. Добиться подобной размытости, можно используя знание шкалы глубины резкости. Диафрагмы, выдержки и чувствительность пленки, это не случайные, а сопряженные числа. Они рассчитаны так, что при соотношениях выдержки и диафрагмы в 500/2,8; 250/4; 125/5,6; 60/8; 30/11; 15/16; на пленку в аппарате, попадет одно и то же количество света. Но при скорости затвора в одну пятисотую долю секунды и диафрагме 2,8 будет замораживаться движение (водопад, к примеру, будет состоять из брызг и капель), но резкость будет ограничена; в то время как длительная выдержка в 1/15 сек., при диафрагме 16, обратит капли в размытые струи - "конские хвосты", зато резкое пространство увеличится с десятков сантиметров, до нескольких метров (в зависимости от типа объектива). Так что и окружение водопада станет четким. Напротив, при портретной съемке, чтобы отвлечься от ненужного заднего плана, мы сделаем минимальной диафрагму (4 или 5,6), чтобы в резкости было только лицо, или фигура, а уже затем подберем необходимую выдержку. Если не хватает света, мы будем использовать более чувствительные фотопленки. Их значения в 50, 100, 200, 400, 800, единиц, подобраны так, что кратны тем же выдержкам и диафрагмам. Так что если взять приведенный выше ряд чувствительности, то соответственно равная засветка получится при: 125/4; 125/5,6; 125/8; 125/11; 125/16 (если изменять диафрагму), или 60/5,6; 125/5,6; 250/5,6; 500/5,6; 1000/5,6 (если изменять выдержку). Как видите, палитра соотношений необыкновенно велика, и в зависимости от замысла можно отдавать приоритет выдержке или диафрагме, получая совершенно различный конечный результат.

6. Ракурс и высота точки съемки. Влияет на изображение и положение, из которого производится съемка. Мир глазами лилипута совсем не похож на мир с орлиного полета - хотя объективно это один и тот же мир. Наклонитесь к земле, прилягте, и вам откроется бесконечный мир муравьев и букашек, маленьких цветочков и странных растений - целая неведомая страна дремучих трав. Макрообъектив и небольшая вспышка (лучше две) позволят вам увидеть неведомое, вне зависимости от погоды и освещения, и дадут необходимую глубину резкости. Зато с холма или наблюдательной площадки, откроются захватывающие дали, которые особенно интересны при низком солнце. Посмотрите на объект под разными углами, поверните аппарат, выберете интересный ракурс и только потом снимайте.

7. Широкоугольная и сверхширокоугольная оптика. Уже в силу своей геометрии (объективы захватывают значительное пространство - от 60 до 180 градусов!) они вызывает сильную иллюзию объемности, но именно поэтому их надо грамотно использовать при пейзажной съемке. Для широкоугольного объектива первостепенное значение имеет передний план. Производя съемку, постарайтесь забраться под дерево, скалу, зайти в арку, это позволит избавиться от лишнего неба, выявить интересную фактуру, легко получить естественное обрамление и добиться глубины. Помните только, что сверхширокоугольная оптика "заваливает" края изображения, а "рыбий глаз" еще и искривляет линию горизонта. Подняв в кадровом окне горизонт повыше, вы можете показать друзьям, что Земля - шар! (горизонт станет выпуклым). Опустив линию горизонта ниже середины кадра, земля на снимке становится вогнутой словно пиала. Все эти искажения легко "спрятать" за счет обрамления. Пользуясь широкоугольником, почаще снимайте с нижних точек - через траву, ветви, проемы.

8. Использование телеобъективов. А вот телеобъектив обладает замечательным свойством, он не просто приближает объекты, а словно бусинки "собирает планы". Если вы не снимаете зверей и птиц, то при работе с телевиком, старайтесь подняться повыше. Гряды гор, изрезанная береговая линия, солнце, опускающееся за сопки или барханы, позволят создать замечательную композицию. Да и городская архитектура будет смотреться совсем иначе.

9. Пропорции кадрового пространства, принцип равновесия. Что такое равновесие знают все. Существует понятие уравновешенной композиции и в фотографии. Так, линию горизонта не следует размещать в середине кадра. Сместите ее на 1/3 или 1/5 вниз, если отдаете предпочтение небу, или напротив - вверх, если важно то, что происходит на земле. Следите за тем, чтобы вертикальные линии (деревья, травинки, полосы) не делили снимок пополам. Симметрия, очень сильный прием, его использование должно быть оправдано. Избегайте неоправданной симметрии. Если в кадровом пространстве есть движущийся объект оставляйте свободное пространство перед ним. Даже по направлению взгляда давайте "больше воздуха", прижимая затылок ближе к краю. Не "режьте" ноги у фигуры и не подпирайте головой верхний край снимка. Приучите себя чувствовать уравновешенность и по светам, и по объектам, и по цвету.

Естественно рассказать все о композиционном построении кадра в одной маленькой статье не реально, так совершенно осталась, не раскрыта тема времени в кадре... да еще много чего осталось за рамками статьи. Надеемся, что в следующих мы продолжим тему композиционного построения кадра

$nbsp;
Hosted by uCoz